Недисциплинированные учащиеся.
Это те учащиеся, которые постоянно привлекают к себе внимание учителей и доставляют беспокойство (упрямые, непослушные, капризные).
Причины: неудачно выраженное стремление к взрослости, неправильное понимание упрямства, как проявления силы воли и принципиальности, желание противостоять подавлению его личности некоторыми взрослыми.
Коррекция. Иногда полезно дать возможность упрямцу поступить по своему, чтобы пережить неудачу и на деле убедиться в неразумности решения. Основной путь профилактики и искоренения упрямства — устранение причин, вызвавших этот недостаток, организация правильного режима учебы и отдыха, разумная требовательность.
Агрессивные учащиеся
Причины: средство насмешливой и снисходительной демонстрации своей физической силы, часто носит демонстративный характер. Возможна агрессия при регулировании отношений в группе.
Коррекция. Спокойный, неторопливый, доброжелательный разговор, аргументированное доказательство неправильности их поведения. Не позволять себе их оскорбить, общаться на равных, но не впадать в зависимость от них. В открытую не бороться, т.к. это усугубит отношения, следует учитывать особенности и бурные реакции. Обсуждать поведение следует только после успокоения. В целях окончательного исправления не следует закреплять отрицательную оценку за молодыми людьми, препятствовать их участию в молодежных движениях, слишком настойчиво и бесцеремонно вовлекать в общественную деятельность. «Воинственность» ребенка можно успокоить своим спокойствием. Необходимо находить повод похвалить его, особенно это хорошо спустя некоторое время после наказания. Ребенок убедится, что претензии были к его поступку, а не к личности в целом.
Ленивые учащиеся
Причины: отрицательное влияние окружающей среды и чрезвычайно заботливых родителей, бесперспективность обучения, отсутствие контроля за их поведением, влияние товарищей.
Коррекция. Воспитание потребности в труде, заинтересовывать учащихся, связывать материал предмета с жизнью, предоставлять больше самостоятельности. Трудолюбие возникает при успехе в какой-либо деятельности. При таком психическом состоянии (радости от успехов деятельности) возникают условия для развития таких черт характера, как прилежание, добросовестность, старательность и обязательность.
Эгоистичные учащиеся
Эгоисты — это себялюбцы, предпочитающие во всем свои личные интересы интересам других людей и общества. Жизненная направленность эгоиста — собственное «Я», личное преуспевание (при чем нередко за счет других). Крайним выражением эгоизма является эгоцентризм. Он заключается в том, что в центр всей жизни уч-ся ставит свое «Я». Такие учащиеся обычно нечутки, неотзывчивы. Особенно часто эгоизм проявляется у подростков и представителей юношеского возраста.
Грубые учащиеся
Грубость, резкость, дерзость проявляются если есть подавление личности учащихся взрослым (диктат, мелочная опека). Грубость может быть ответом на несправедливость взрослых.
Коррекция. Устраняется грубость в случае уважения достоинства учащихся, предоставлении определенной самостоятельности. Так как грубость может быть вследствие переутомления, то необходимо правильно организовывать режим труда и отдыха.
Ненастойчивые учащиеся
Ненастойчивые дети либо вообще не ставят перед собой труднодостижимых задач, либо ставят, но не руководствуются ими в своем поведении. Воспитание настойчивости непосредственно связано с формированием других черт характера: активности, организованности, упорства.
Лживые учащиеся
Причины: боязнь наказания, стремление во что бы то ни стало привлечь к себе внимание окружающих. Иногда ложь — прикрытие поступков товарищей.
Коррекция. Беседы о честности, правдивости и о лжи — презренном качестве личности человека. Быть примером честности, не дать возможности учащимся усомниться в этом.
Неорганизованные учащиеся
К неорганизованным учащимся относятся дезорганизаторы, мало организованные, частично организованные и заорганизованные дети. Неорганизованные дети не умеют управлять своей активностью. Многие из них импульсивные. Заорганизованные учащиеся чаще всего бывают двух видов: внешне заорганизованные и внутренне заорганизованные. Внешне заорганизованные — слепо подчиняются установленному порядку в школе и в семье. Лишен самостоятельности, активности, не может проявить инициативу. Ждет указаний. Внутренне заорганизованные — чрезмерно организованные, активные. Они учатся и работают чрезмерно много, нередко на износ (работоголики).
Коррекция. Воспитание и самовоспитание у учащихся организованности: умения планировать и выполнять свои дела в течение дня, недели, месяца.
Воровство
Совершается из желания иметь то, чего они лишены в своей семье. Это является следствием невысокого уровня культуры. Часто присваивание чужих вещей происходит в процессе обмена предметами одежды.
Коррекция. Взаимодействие с семьей, повышение уровня культурного и нравственного развития, вовлечение в деятельность.
Суицидальные учащиеся
Суицидальное поведение включает в себя кроме суицида попытки, покушения на свою жизнь. Суицидальные проявления — суицидальные мысли, намеки и высказывания, не сопровождающиеся каким либо действием.
Мотивы:
1. Лично-семейные: болезнь, смерть близких; одиночество; неразделенная любовь; половая несостоятельность; оскорбление со стороны окружающих;
2. Состояние здоровья: психические заболевания, соматические заболевания, уродства.
3. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением: опасение уголовной ответственности, боязнь иного наказания или позора.
4. Конфликты, связанные с работой или учебой.
5. Материально-бытовые трудности.
6. Другие мотивы.
Признаки суицидального поведения:
* уход в себя (сторонится вчерашних друзей);
* капризность, привередливость;
* депрессия, глубокий эмоциональный упадок;
* агрессивность;
* нарушение аппетита;
* раздача подарков окружающим;
* психологическая травма;
* перемены в поведении;
* угроза;
* активная предварительная подготовка.
Помощь. Главная задача этого этапа заключается в установлении эмоционального контакта. Собеседник — суицидент должен быть выслушан терпеливо и сочувственно, без сомнения и критики. Обращение за помощью к работникам СППС.