Абитуриенту

Централизованный экзамен - 2024

       АБИТУРИЕНТУ
Все абитуриенты, как правило, сталкиваются с одной важной проблемой - проблемой выбора ВУЗа. А решение данной проблемы требует серьезного подхода и большого количества времени, т.к. необходимо найти ответы на ряд вопросов: какое направление подготовки и специальность выбрать, каковы преимущества и недостатки образования в государственных и негосударственных высших учебных заведениях, на какие моменты стоит обратить внимание при выборе ВУЗа, как оценить собственные силы и подготовиться к вступительным экзаменам в желаемый ВУЗ. Правильный выбор ВУЗа позволяет сделать первый шаг в построении собственной карьеры.

Сделать правильный выбор вам помогут:


• Министерство образования Республики Беларусь: 
edu.gov.by
• Республиканский институт контроля знанийwww.rikz.unibel.by
• Справочник абитуриента 2020 года - информация об учреждениях образования, специальностях, специализациях, квалификациях, формах, сроках и стоимости обучения, вступительных испытаниях, адреса, телефоны ССУЗов Республики Беларусь: college.htm
• Электронный справочник абитуриента РБ - ВУЗы и ССУЗы РБ:удобнейший поиск, проходные баллы, новости, все о РT и ЦТ, «справочное бюро», дни открытых дверей, словарь «профессии и специальности» и пр.: www.kudapostupat.by
• Абитуриент.by - система информационно-педагогической поддержки старшеклассников. Структура веб-сайта «Абитуриент» обеспечивает возможность просмотра мониторинга вступительной кампании в конкретном вузе, возможность просмотра мониторинга вступительной кампании по конкретной специальности для всех вузов, в которых по ней ведется подготовка: www.abiturient.by
Централизованное тестирование – форма вступительных испытаний, организованная на основе педагогических тестов, стандартизированных процедур проведения тестового контроля, обработки, анализа и представления результатов, используемая для проведения конкурса при поступлении в учреждения высшего, среднего специального и профессионально-технического образования Республики Беларусь

                  

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ КОЛЛЕДЖИ И ЛИЦЕИ РБ

СРЕДНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ РБ

ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ РБ

                                       ВНИМАНИЮ АБИТУРИЕНТА!
- ПОРЯДОК ПРИЕМА ЛИЦ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБЩЕГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ВОЕННОМ ФАКУЛЬТЕТЕ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ» НА 2023 ГОД

- ПОРЯДОК ПРИЕМА В УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВОЕННАЯ АКАДЕМИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ» НА 2023 ГОД

- ПОРЯДОК ПРИЕМА ЛИЦ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБЩЕГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ВОЕННОМ ФАКУЛЬТЕТЕ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ» НА 2023 ГОД

- ПОРЯДОК ПРИЕМА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБЩЕГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ» НА 2023 ГОД

- ПОРЯДОК ПРИЕМА В «МИНСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ»

- ПОРЯДОК ПРИЕМА НА ВОЕННЫЙ ФАКУЛЬТЕТ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Следственно-экспертный факультет Академии МВД  

 

Централизованный экзамен - 2024

Централизованный экзамен - 2024

 

В 2024 году у 11-классников экзамены будут проводиться в форме централизованного экзамена (ЦЭ).

  1. ЦЭ-2024г. по профильному предмету(физике, математике, химии, биологии, иностранному языку (английский, немецкий, испанский, французский, китайский), истории Беларуси, всемирной истории (новейшее время), географии, обществоведению), который каждый выпускник сможет выбрать сам, на свое усмотрение, пройдет в следующие сроки:
  • основной день – 27 мая 2024 г. понедельник);
  • первые резервные дни совпадут с датами резервных дней ЦТ-2024;
  • второй резервный день (иные сроки) – 19 августа 2024 г.
  1. ЦЭ-2024 по белорусскому или русскому языку(на выбор учащегося) пройдет в следующие сроки:
  • основной день – 30 мая 2024 г. (четверг);
  • первые резервные дни совпадут с датами резервных дней ЦТ-2024;
  • второй резервный день (иные сроки) – 21 августа 2024 г.

 Кого могут освободить от сдачи ЦЭ?

   От сдачи ЦЭ могут быть освобождены только победители третьего (областного, Минского городского) и заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам.

  • Победители третьего этапа республиканской олимпиады по учебным предметам освобождаются от одного централизованного экзамена – по учебному предмету, по которому учащийся стал победителем. В аттестат об общем среднем образовании по этому предмету выставляется 10 баллов.
  • Победители заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам освобождаются от всех централизованных экзаменов. В аттестат об общем среднем образовании по учебным предметам, по которым учащийся стал победителем, выставляется 10 баллов; по остальным предметам – годовая отметка

Подробнее о Централизованном экзамене (ЦЭ):

  • ЦЭ проводится в мае 

   В 2023/2024 учебном году централизованные экзамены пройдут 27 и 30 мая. Первым состоится экзамен по профильным учебным предметам, затем - экзамен по учебным предметам "Белорусский язык" и "Русский язык". 

  • В год окончания школы результаты ЦЭ необходимы для поступления в ВУЗ

   Это связано с тем, что в год окончания школы выпускники имеют право только на одно ЦТ. Таким образом, для поступления в ВУЗ им в обязательном порядке понадобятся результаты ЦЭ. На следующий год после окончания школы абитуриенты уже имеют выбор: предоставлять в приёмную комиссию свои сертификаты ЦЭ (они действительны в течение двух лет) или сдавать по всем предметам ЦТ. 

  • Регистрация на ЦЭ

   Регистрация на ЦЭ проходит в апреле (в 2023 году процедура прошла в срок с 1 по 20 апреля). Регистрирует учащихся и в дальнейшем выдаёт пропуски комиссия, созданная в учреждении образования. Выбор учебного предмета для сдачи экзамена не зависит от того, является ли он первым профильным предметом при поступлении в ВУЗ или вторым. После регистрации изменить выбранные учебные предметы или язык предоставления экзаменационных материалов невозможно. 

  • Почему этап регистрации на ЦЭ важен?

   Если выпускник планирует в год окончания школы поступить в ВУЗ, то регистрация на ЦЭ является этапом, на котором необходимо определиться с дальнейшим профилем обучения, т.к. изменить его в период вступительной кампании уже не получится. Пример: учащийся XI класса зарегистрировался на ЦЭ по русскому языку и ЦЭ по иностранному языку. Теперь, выбирая предмет для сдачи ЦТ, он должен ориентироваться только на те специальности в ВУЗах, при поступлении на которые требуется сдавать иностранный язык. Поступить на инженера или психолога в этом году он уже не сможет.     

  • Экзамен проводится в форме ЦТ

   ЦЭ, как и ЦТ, представляет собой тестовое задание, состоящее из части А (с выбором ответа) и части В (с записью ответа в виде слова или числа). В 2023 году вопросов повышенного, пятого, уровня сложности в тестах не было, все задания соответствовали базовому уровню школьной учебной программы. Вопрос включения вопросов пятого уровня сложности в тесты 2024 года в данный момент обсуждается. Следите за информацией на нашем сайте. 

  • Министерство образования ежегодно утверждает спецификации по каждому предмету

   Количество и уровень сложности заданий, структура и время выполнения теста по каждому учебному предмету, а также темы, которые необходимо изучить, прописываются в спецификациях, которые ежегодно утверждаются Министерством образования Республики Беларусь. 

  • Предусмотрены ли иные выпускные экзамены, кроме ЦЭ?

   Нет, для получения аттестата об общем среднем образовании необходимо сдать только два централизованных экзамена. Однако обращаем внимание, что на 2024 год Министерством образования запланировано проведение республиканской контрольной работы по истории Беларуси для учащихся XI класса. Участие в РКР обязательно. 

  • Возможна ли доставка учащихся на ЦЭ самостоятельно родителями?

   Нет, доставка на экзамен проходит централизованно. Учащиеся XI класса собираются в школе и после поддерживающего завтрака отправляются в сопровождении педагогического работника к месту проведения ЦЭ. 

  • Какой документ вместо паспорта можно предъявить на ЦЭ?

   При проведении ЦЭ предъявляются серьёзные требования к идентификации личности участников испытаний. Установленными документами, которые позволяют определить личность участника ЦЭ, являются: паспорт, либо ID-карта, либо специальная справка из милиции с фотографией и печатью в случае утери паспорта. Эти документы необходимо предъявить при входе в пункт ЦЭ и аудиторию, где непосредственно будет проводиться экзамен.

  • Что брать с собой и как одеться?

 Презентация1

  • К ЦЭ допускаются только те, кто имеет положительные годовые отметки по предметам ЦЭ

В ином случае учащийся получит справку об обучении. Положительной считается отметка в 3 балла и выше.   

  • Результаты ЦЭ можно узнать на сайте РИКЗ или оперативно получить по SMS-запросу 

   Результаты ЦЭ в течение 10 рабочих дней бесплатно размещаются на сайте РИКЗ в личных кабинетах абитуриентов, а также в разделе "ЦЭ > Результаты ЦЭ" (доступны при указании серии и номера паспорта, учебного предмета и номера бланка). Узнать свои баллы раньше, чем они появятся на сайте, можно по SMS-запросу. Для двух экзаменов – один запрос стоимостью 2,5 бел. руб. (на 2023 год). 

  • От результатов ЦЭ зависит итоговая отметка в аттестате 

   Всем учащимся, которые получили на ЦЭ балл выше нуля, вручаются сертификаты с результатом по 100-балльной шкале. Среднее арифметическое значение между годовой отметкой и результатом ЦЭ, переведённым в 10-балльную отметку, становится итоговой отметкой учащегося, которую выставляют в аттестат. Шкала перевода результатов ЦЭ-2024 в 10-балльную отметку будет опубликована на нашем сайте после официального утверждения. 

  • В случае, если учащийся получит на ЦЭ 0 баллов, будет ли выдан аттестат об общем среднем образовании?

   Аттестат об общем среднем образовании будет выдан, если среднее арифметическое между годовой отметкой и отметкой, полученной на ЦЭ по 10-балльной шкале, составит от 3 баллов и выше.

  • Сертификаты ЦЭ вручаются во время выпускного вечера

   Сертификаты ЦЭ вместе с аттестатами торжественно вручаются выпускникам во время выпускного вечера. Сертификаты действительны в течение двух лет.

Учащиеся, которые пропустят ЦЭ по уважительной причине, смогут сдать его в резервные дни

   В 2023/2024 учебном году установлено два резервных этапа: в июле (в даты проведения централизованного тестирования в резервные дни); 19 и 21 августа. После сдачи ЦЭ в резервные дни учащиеся получат аттестаты в индивидуальном порядке. Учащиеся, которые примут участие в первом резервном этапе, смогут принять участие во вступительной кампании в колледжи и ВУЗы. 

  • Учащиеся, которые нарушат правила проведения ЦЭ, лишаются возможности поступить в ВУЗ в год окончания школы 

   Учащиеся, удалённые с экзамена за нарушение правил его проведения, сдают ЦЭ в августе, когда вступительная кампания в ВУЗы уже завершена. Следовательно, данные учащиеся не смогут поступить в ВУЗ в год окончания школы.  

  • Победители областной и республиканской олимпиады могут не сдавать ЦЭ

   Предусмотрена возможность освобождения от сдачи двух ЦЭ победителей заключительного этапа республиканской олимпиады и освобождения от одного ЦЭ победителей третьего (областного) этапа республиканской олимпиады школьников. В аттестат об общем среднем образовании учащемуся выставляется 10 баллов по учебному предмету, по которому он стал победителем (годовая отметка – по второму ЦЭ для победителей заключительного этапа республиканской олимпиады). 

  • Кто ещё может быть освобождён от ЦЭ?

   Также от ЦЭ могут быть освобождены учащиеся, которые обучаются на дому по медицинским показателям. Обучающиеся на дому, которые воспользуются правом освобождения от централизованного экзамена, получат аттестат об общем среднем образовании, но должны помнить, что в год окончания школы они не смогут принять участие в ЦТ и, соответственно, поступить в ВУЗ.  

  • В чём преимущества ЦЭ?

   – уменьшение нагрузки на учащихся, в первую очередь на тех, кто поступает в ВУЗ:

до 2023 года выпускникам XI класса, которые поступали в учреждения высшего образования, приходилось сдавать от 6 до 8 экзаменов в течение одного месяца (сначала - 4 обязательных выпускных экзамена в школе, а затем дополнительно - от 2 до 4 тестов). Введение ЦЭ значительно уменьшило нагрузку на учащихся, которым теперь для поступления в ВУЗ достаточно сдать только два ЦЭ и одно ЦТ.

   – унификация форм проведения выпускных и вступительных экзаменов (не требуется дополнительной подготовки);

   – мотивированный выбор будущей профессии (на этапе выбора предмета для сдачи ЦЭ необходимо определиться с дальнейшим профилем обучения).

 

свернуть

Обучение в рамках международных договоров

В целях реализации международных договоров о сотрудничестве в сфере образования с иностранными государствами информируем о наличии имеющейся возможности обучения граждан Республики Беларусь за рубежом в рамках международных договоров в сфере образования с Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном, Вьетнамом, Монголией, Молдовой, Сирией, Китаем и Египтом.
Для участия в конкурсном отборе кандидатам необходимо до 20 февраля предоставить в (указать куда) следующие документы:
анкету, заполненную печатными буквами, с фотографией и прилагаемыми к ней документами Скачать [14,39 Kb] (cкачиваний: 1);
выписку текущих отметок, характеристику от учреждения образования (для Вьетнама - также автобиографию, копию диплома, копию приложения к диплому, медицинскую справку; все документы для Вьетнама должны быть переведены на английский язык и заверены);
документы, подтверждающие владение кандидатами китайским либо английским языком на достаточном для освоения образовательных программ уровне (HSK, IELTS, TOEFL и др.) для участия в обмене с Китаем;
копию страниц паспорта с указанием установочных данных (31, 33 страницы).
С информацией об основных условиях и возможностях обучения граждан Республики Беларусь в 2021/2022 учебном году в учреждениях высшего образования указанных иностранных государств можно ознакомиться в представленных ниже документах:
Информация о приеме на обучение в учреждения высшего образования Казахстан Скачать [11,81 Kb] (cкачиваний: 2)
Информация о приеме на обучение в учреждения высшего образования Кыргызской Республики Скачать [11,71 Kb] (cкачиваний: 1)
Информация о приеме на обучение в учреждения высшего образования Республики Таджикистан Скачать [12,04 Kb] (cкачиваний: 1)
Информация о приеме на обучение в учреждения высшего образования Туркменистана Скачать [12,21 Kb] (cкачиваний: 1)
Информация о приеме на обучение в учреждения высшего образования Социалистической Республики Вьетнам Скачать [11,81 Kb] (cкачиваний: 1)
Информация о приеме на обучение в учреждения высшего образования Монголии Скачать [11,93 Kb] (cкачиваний: 1)
Информация о приеме на обучение в учреждения высшего образования Республики Молдова Скачать [11,86 Kb] (cкачиваний: 1)
Информация о приеме на обучение в учреждения высшего образования Сирийской Арабской Республики Скачать [11,7 Kb] (cкачиваний: 1)
Информация о приеме на обучение в учреждения образования Китайской Народной Республики Скачать [13,05 Kb] (cкачиваний: 3)
Информация о приеме на обучение в учреждения образования и организации Арабской Республики Египет Скачать [12,15 Kb] (cкачиваний: 2)

Дополнительную консультацию можно также получить
в Учебном центре международного сотрудничества в сфере образования ГУО «Республиканский институт высшей школы»
по телефону: +375 17 200 90 37(с 9:00 до 13:00);
электронной почте: icecinf@gmail.comили icec@edu.by;

Skype:icec.nihe, icec.icec
(адрес Учебного центра международного сотрудничества в сфере образования ГУО «Республиканский институт высшей школы»: 220007, г.Минск, ул.Московская, 15, кабинеты №№727, 720, 808)

свернуть

Об особенностях поступления по целевым договорам

Целевое направление позволяет бесплатно получить профессионально-техническое, среднее специальное, высшее (бакалавриат и магистратура) и послевузовское образование (аспирантура, докторантура). Договор о целевой подготовке — документ, который подписывается тремя сторонами: абитуриентом, организацией-заказчиком и учреждением образования.
Организации, которым нужны определённые специалисты, могут подавать заявки в местные или республиканские органы госуправления, в подчинении которых находятся учреждения образования, где готовят таких специалистов. Затем органы управления, куда поступают заявки на целевую подготовку, формируют цифры целевого набора с учётом планируемого приёма и сообщают эти сведения Министерству образования, организациям-заказчикам и учреждениям образования.
Подавать заявку на целевую подготовку кадров могут государственные и частные организации.
Обзавестись целевым направлением может не каждый. Целевая подготовка кадров предусмотрена для региональных организаций, где есть нехватка специалистов. Так жителям областных центров и столицы обучение по целевому направлению пока не положено. Прописка не играет ключевой роли, т. е. брать целевое можно в организации, которая находится не в том городе, где прописан абитуриент. Главное — в какой организации абитуриент хочет взять целевое направление, есть ли у неё такая возможность. Однако Министерство образования планирует изменить условия предоставления целевого направления.
Что бы получить целевое направление, можно пойти двумя путями:. позвонить в приёмную комиссию вуза, колледжа или лицея и узнай, из каких организаций можно приносить целевое направление на интересующую специальность; обратиться в организацию, где хотел бы работать, и спросить о возможности получить целевое направление.
Обзавестись целевым направлением можно в приёмной комиссии учреждения образования при условии, что есть вакантные места на целевую подготовку.
Количество мест для целевиков ограничено и составляет до 60% от плана набора для сельскохозяйственных специальностей, до 50% - для специальностей профиля «Здравоохранение» и до 40% - для всех остальных. Получив на руки долгожданное направление, придётся пройти по конкурсу среди целевиков. К примеру, на какую-то специальность выделено три места на целевую подготовку, а желающих пять. Из них выберут первых трёх с наибольшим количеством баллов, оставшиеся два могут участвовать в общем конкурсе.
Если целевые места не заполнятся, их по усмотрению учреждения образования могут передать на общий конкурс или оставить вакантными. Во втором случае на свободные места, заключив договор о целевой подготовке, могут перевестись студенты этой же специальности или схожей, причём с платного отделения тоже.
Студент-целевик ничем не отличается от остальных бюджетников, кроме срока отработки.
Получившим высшее образование — не менее пяти лет, среднее специальное — не менее трёх лет, профессионально-техническое — не менее двух. В срок обязательной отработки по желанию выпускника может быть включён, к примеру, период прохождения военной службы по призыву или в резерве Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Беларуси, декретный отпуск (до достижения ребёнком возраста трёх лет). Учёба в магистратуре и аспирантуре на сокращение времени отработки не влияет.
Причины расторжения целевого договора
Во время обучения договор может быть расторгнут по следующим причинам:
— установление гражданину, не достигшему 18-летнего возраста, инвалидности;
— установление гражданину инвалидности I или II группы;
— установление одному из родителей или мужу (жене) гражданина инвалидности I или II группы или инвалидности ребенку гражданина;
— возникновение медицинских противопоказаний к работе по получаемой специальности (направлению специальности, специализации) и присваиваемой квалификации;
— ликвидация организации-заказчика;
— досрочное прекращение образовательных отношений по обстоятельствам, не зависящим от воли гражданина, учреждения образования.

свернуть

ПРАВИЛА УЧАСТИЯ В РЕПЕТИЦИОННОМ ТЕСТИРОВАНИИ

ПРАВИЛА УЧАСТИЯ В РЕПЕТИЦИОННОМ ТЕСТИРОВАНИИ
- Абитуриент прибывает в день тестирования в учебный корпус, адрес которого указан в пропуске.
- В аудиторию, где проводится тестирование, абитуриент должен взять с собой:
• пропуск на соответствующий предмет;
• документ, удостоверяющий личность;
• ручку(гелевую) черного цвета.

Абитуриентам ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
• проносить, а также использовать в аудиториях, где проводится тестирование, любые предметы и документы, кроме документа, удостоверяющего личность, пропуска, ручки с чернилами черного цвета;
• использовать педагогические тесты в личных целях, копировать, выносить из аудитории материалы тестирования, фотографировать и размещать их на различных сайтах в интернете;
• умышленное нарушение установленного порядка заполнения бланка ответов (использовать ненормативную лексику и др.);
• использовать экзаменационные материалы как материалы для рабочих записей;
• фальсифицировать данные в области регистрации бланка ответов;
• меняться местами, использовать помощь других лиц для выполнения тестовых заданий.
- Невыполнение данных требований ведет к немедленному отстранению от участия в тестировании по данному предмету.
- Исключительные имущественные права на тест принадлежат РИКЗ.
- Нарушение авторских прав влечет ответственность, установленную законодательством Республики Беларусь.

свернуть

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Как готовиться к экзаменам
*Для того чтобы в кризисной ситуации не терять головы, необходимо не ставить перед собой сверхзадач для достижения сверхцели
*Начинай готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие
*Если очень трудно собраться с мыслями, постарайся запомнить сначала самое легкое, а потом переходи к изучению трудного материала
*Ежедневно выполняй упражнение на снятие усталости
*Соблюдай режим дня, раздели день на три части: 8 часов готовься к экзаменам, 8 часов отдыхай и 8 часов обязательно – сон
*Хорошо кушай, питание должно быть 4-разовым, а перед экзаменом не наедайся
*Повторяй материал по вопросам, краткие ответы на вопросы запиши на маленьких листочках, перед экзаменом просмотри их.

Упражнение на снятие эмоционального напряжения
Сожми пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем, делая вдох, сжимай с усилием пальцы, выдыхая, ослабляй кулак – повтори 5 раз.

Рекомендации учащимся по подготовке к централизованному тестированию

Данные рецепты сформулированы в стиле советов опытного тренера ученикам.
Тренируйтесь! Перед официальным соревнованием, централизованным тестированием, следует выполнять как можно больше опубликованных тестов просто ради тренировки. Нельзя научиться хорошо решать тесты,не выполняя их, подменяя эту практику другими видами контроля и самоконтроля. Эти тренировки не только приводят к знакомству с типовыми конструкциями тестовых заданий, но и дают вам другой многообразный опыт — самонаблюдения и оптимальной саморегуляции времени тестирования.
Торопитесь! Тренируйтесь с секундомером в руках. Засекайте время тестов, ограничивайте его. Без подобных ограничений, заставляющих работать в максимально быстром темпе, без имитации соревновательной ситуации, смоделировать тот стресс (напряжение), который вызывает любое тестирование, достаточно сложно.
Пробуйте! В тренировках применяйте правильную тактику, т. е. следуйте рекомендациям, как правильно решать отдельное задание или тест в целом. Например, не следует дважды перечитывать инструкцию, а нужно сразу познакомиться с вариантами ответов. Тогда содержание ответов прояснит вам, что же именно требуется в инструкции к данному заданию. Это конкретный пример тактики, которую следует испробовать. Ее можно освоить и эффективно применять, только активно тренируясь в тестировании.
Пропускайте! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помните: в тесте всегда найдутся такие, с которыми вы обязательно справитесь, глупо недобрать очков только потому, что вы не добрались до «своих» заданий, застряв на тех, учебный материал которых вам не известен или плохо изучен.
Исключайте! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный ответ, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет концентрировать внимание всего на одном-двух признаках (а это легко), а не сразу на пяти-семи (что гораздо труднее).
Сокращайте выбор! Если несколько ответов (1—2) из четырех или пяти вариантов кажутся вам совершенно неподходящими, а остальные — подходящими с равной вероятностью, то в этом случае верным будет не пропускать это задание, а стараться выбрать ответ из остальных. Путем такой тактики вы получите больше очков. Думайте только о текущем задании! Когда вы видите новое задание (вопрос), забывайте все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые вы применили в одном (уже решенном вами), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить другое задание. Эта установка дает вам и другой бесценный психологический эффект — забудьте о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось вам не по зубам). Думайте о том, что каждое новое задание — это шанс набрать очки.
Читайте задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что вы будете стараться понять условия задания по «первым словам» и достраивать концовки в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки (в самых легких вопросах).
Не огорчайтесь! В любом профессионально подготовленном тесте немало заданий, с которыми вы просто не должны справиться (так запланировано), более того, никто или почти никто не должен выполнить все 100 % заданий! Поэтому нет смысла расплескивать эмоциональную энергию на преждевременную досаду. Даже если вам кажется, что вы допустили слишком много ошибок и просто завалили тест, помните, что очень часто такое ощущение ложно: при сравнении ваших результатов с остальными может выясниться, что другие допустили еще больше ошибок.
Запланируйте два круга! Спланируйте среднее время на каждое задание таким образом, чтобы за две трети (максимум три четверти) сеанса пройти все задания по «первому кругу». Тогда вы успеете набрать максимум очков на легких для вас («своих») заданиях, а потом сможете подумать и добрать что-то на трудных, которые вам вначале пришлось пропустить.

Как вести себя во время экзаменационного тестирования
*Перед экзаменом обязательно выспись
*Все вещи, которые понадобятся на тестировании: одежду, письменные принадлежности, документы, приготовь заранее
*Одежда должна быть удобной, спокойных тонов
*За день до тестирования дай отдохнуть организму – ничего не учи
*Смело входи в класс с мыслью, что все получится
*Сядь удобно, выпрями спину, Подумай. Что ты лучше всех и у тебя все получится, в завершении сожми руки в кулаки
*Сделай глубокий вдох через нос (4-6 сек), задержи дыхание (2 сек), медленный плавный выдох
*Слушай внимательно преподавателя о заполнении документов, не отвлекайся
*Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих, для тебя существуют только часы, регламентирующие время, выполнение теста и заполнение бланка
*Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах которых ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдешь в рабочий ритм
*Когда приступишь к новому заданию, забудь, все, что было в предыдущем, - как правило, задания в тестах между собой не связаны
*Действуй методом исключения, последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят
*Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор, доверься интуиции
*Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки
*Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Все тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности. А для хорошей оценки достаточно одолеть 70% заданий.

Правила самоорганизации внимания при подготовке к экзаменам

Правило 1. Заранее планируйте свое время так, чтобы в часы занятий ничто не отвлекало вас.

Правило 2. Приступая к работе, предварительно организуйте свое рабочее место.

Правило 3. Приступая к занятиям, максимально мобилизуйте свою волю, перестаньте думать о том, что занимало ваши мысли перед этим. Лучший способ – предварительный просмотр материала, составление плана предстоящей работы.

Правило 4. Устойчивость внимания во многом зависит от того, насколько хорошо вы понимаете изучаемый материал.

Правило 5. Если сосредоточить внимание на учебном материале мешают волнение, тревога в связи с предстоящим экзаменом, посторонние мысли, то займитесь конспектированием или чтением изучаемого материала вслух. После того как вам удастся сосредоточить внимание, можно читать про себя.

Правило 6. Чередуйте чтение с пересказыванием, решением задач, так как это предупреждает возникновение психического состояния монотонности, при котором устойчивость внимания снижается. Однако такая смена не должна быть слишком частой: это приводит к излишней суете, поверхностному восприятию учебного материала.

Правило 7. Если в процессе чтения вы неожиданно осознали, что на какое-то время отключились, заставьте себя тотчас вернуться к тому месту, где произошло отключение. Определить его довольно легко: весь предыдущий текст при повторном прочтении будет восприниматься как незнакомый. Обязательные возвращения не только обеспечат освоение воспринимаемого материала, но и будут способствовать повышению общей устойчивости внимания.

Правило 8. Не забывайте о гигиене умственного труда, нормальном освещении и температуре окружающей среды.

Советы родителям

  1. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, внушайте ему мысль, что количество баллов не является показателем его возможностей.
  2. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзамена – это отрицательно скажется на результате.
  3. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешало
  4. Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
  5. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету и потренируйте ребенка.
  6. Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Если у ребенка нет часов, обязательно дайте их ему на экзамен.
  7. Подбадривайте ребенка, повышайте его уверенность в себе.
  8. Контролируйте режим подготовки к экзаменам, не допускайте перегрузок.
  9. Следите за питанием ребенка. В рационе обязательно должны присутствовать продукты, стимулирующие работу головного мозга (рыба, творог, орехи, курага).
  10. Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых.
  11. Не критикуйте ребенка после экзамена.

Помните! Главное – снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить ему необходимые условия для занятий.

свернуть
поделиться в: